Жизнь на пленке. Выставка Ман Рэя в музее им. А.С. Пушкина (Москва).

Автопортрет.jpgВ период с 31 октября по 19 января Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина дарит ценителям фотоискусства возможность окунуться в мир выдающегося художника и мастера фотографии Ман Рэя.

Перед входом в залы с экспозицией расположен стенд, где с правой стороны прикреплена доска с шахматами причудливого вида: фигурки выполнены в виде конусов, пирамид, шаров («Шахматы,1946»). По воспоминаниям вдовы художника, Ман Рэй играл в эти шахматы с Пабло Пикассо. Это как бы сразу вводит посетителя в курс дела, Ман Рэй был фотографом, которому довелось запечатлеть самых выдающихся людей своей эпохи, каким стал и сам он.

Ман Рэй, он же, Эммануэль Родницкий родился в Филадельфии, штат Пенсильвания в 1890 году.

Условно творчество Ман Рэя можно разбить на три основных периода: «Нью-Йорк», «Париж», «Голливуд».

В соответствии с основными периодами творчества в экспозиции представлено три зала.

Первый зал - «Нью-Йорк».

Семья Ман Рэя переехала в Нью-Йорк 1897 году, где он и начал свои изыскания в области искусства. В 1913 году Рэй знакомится с Адон Лакруа, которая впоследствии станет его первой женой, а в 1915 с Марселем Дюшаном, с которым сохранит дружбу на протяжении всей жизни. Дюшан был одним из лидеров дадаизма, благодаря общению с ним Ман Рэй увлекается искусством авангардизма, вследствие чего издает журнал New York Dada и организовывает «Анонимное общество», защищающее и развивающее авангардное искусство.

В зале представлены самые ранние работы автора. Первоначально Манн Рэй использовал фотографию в качестве документирования и репродукции своих работ и работ друзей. Подтверждение тому - фотография «Автопортрет», которая, можно сказать, открывает выставку. На этой фотографии он использовал образ своей руки. Ман Рэй часто брал этот образ для автопортретов, применяя при этом французское слово «main» (рука), схожесть его звучания с именем фотографа создавали игру слов.

автопортрет с кики.jpg

"Рейограмма" (Автопортрет с Кики)

В зале можно оценить такие работы, как «Мила Лой, 1920», «Женщина с сигареткой, 1920», «Стрижка,1919», с изображением бритой головы Дюшана, «Джозеф Стелла и Марсель Дюшан, 1920», на фото позади Стелла и Дюшана известная работа Ман Рэя «Женщина с сигареткой». Не трудно догадаться, что в основном этот этап творчества посвящен дружбе с Дюшаном и их авангардным взглядам. Сам Дюшан говорил о творческой натуре Рэя так: «Он относится к камере, так же как относился к кисти, как к инструменту на службе идей».

Следующий зал открывает посетителям монреевский «Париж».

Парижский этап жизни фотографа характеризуется 2 периодами. Первый приходится на 1920 – 1937 год. Этот город любви подарил Ман Рэю таких муз как Кики Монпарнас, Ли Миллер, Эди Фиделин. В 1921 году в Париже проходит первая персональная выставка Ман Рэя. В этот «французский» этап своей жизни Рэй увлекается сюрреализмом, совершенствует эффект соляризации и изобретает рейографию, начинает активно сотрудничать с журналами, издает свой альбом.

Пабло Пикассо.jpgРаботы этого времени: «Жаклин Ламба,1931»; «Сюзи Солидар,1929»; «Скрытый эротизм,1933», где изображена Мерет Оппенгейм, художница работы которой сочетали повседневность и эротизм; «Сюрреалистическая шахматная доска, 1934» на которой в шахматном порядке, то на более темном и то на более светлом фоне, представлены фотографии сюрреалистов (Андре Бретон, Сальвадор Дали, Пабло Пикассо, Виктор Браунер, Ман Рэй и другие); «Андре Бретон и Сальвадор Дали,1929»; «Жизель Прассинос читает свои стихи группе сюрреалистов,1934», где многозначительные взгляды художников направлены в сторону молодой девушки, и совсем не понятно, то ли они ее слушают ее, то ли разглядывают; «Константин Бранкузи,1930»; «Олдес Хаксли,1934»; «Вирджиния Вулф,1934»; «Сергей Энзештейн,1929», с телефонной трубкой, поднесенной к уху; «Пабло Пикассо, 1922»; «Пабло Пикассо,1933», которого Ман Рэй описывал как «человека, который всегда эмоционален, но у которого был только один способ выразить чувства, – живопись»; «Автопортрет,1924» «Рейограмма (автопортрет с Кики),1922», где изображены целующиеся силуэты лиц и их руки; «Скрипка Энга,1924», где спина Кики представлена в виде скрипки, с нарисованными эфами; «Анри Матисс,1923»; «Игорь Стравинский,1923», «Маргарет Андерсо и Джейн Хип,1923», эти талантливые американские издатели засняты спящими сидя в одежде и украшениях, как будто устали после трудной работы; «Робер Делоне,1928» и многие, многие другие. Огромное количество работ посвящено его талантливой ученице возлюбленной Ли Миллер: «Портрет Ли Миллер,1929»; «Ли Миллер и ее отец Теодор Миллер,1931» , «Ли Миллер в купальнике» и др.

Второй «парижский» этап с 1951 по 1975 годы. В этот период Ман Рэй занимался публикацией своих работ, писал автобиографию «Автопортрет»(1963), участвовал в выставках, экспериментировал с новой цветной фотографией. Этот этап жизни фотографа представлен такими работами: «Жульетт Греко,1956»; «Ив Мортан,1953»; «Нед Рорем,1953»; «Пабло Пикассо и Жаклин Рок,1955»; «Катрин Денев,1968».

Катрин Денев.jpg

Катрин Денев

Третья часть экспозиции посвящена творчеству Ман Рэя в «голливудском зале славы». Этот период жизни относится к 1940- 1950 годам, когда после начала войны Ман Рэю, пришлось вернуться на родину. Здесь он знакомится с Джульет Браунер, которая становится его музой и супругой на следующие 36 лет. В течение последующих десяти лет, Ман Рэй сосредоточился на художественном творчестве, продолжая время от времени фотографировать друзей и деятелей искусства.

стрижка.jpg

"Стрижка"

Такие фотоработы подарил миру «голливудский этап»: «Доротея Тэнниг,1942»; «Тилли Лан в костюме к фильму Кинга Видора «Дуэль под солнцем»,1946»; «Маргарет Нейман (Зеркало) из серии «Один воскресный день в Калифорнии,1941»; «Руфь Форд,1940», актриса и модель; «Автопортрет, 1942», где изображено лицо Рэя, половина лица побриты, а на второй половине борода; «Дженнифер Джонс,1940»; «Маржори,1942»; «Ава Гарднер в костюме к фильму Альберта Левина «Летучий Голландец»,1950», в своей автобиографии Манн Рэй описал ее как «абсолютно восхитительную»: «В качестве модели никто из профессиональных манекенщиц не мог превзойти ее. Она позировала для фотографии, будто играла перед кинокамерой»; «Манн Рэй и Ава Гарднер,1950»; фотографии его жены «Джульетт,1945»; «Джульетт в Бан – Суре, 1940»; «Элизабет Дюке,1948».

Ли Миллер.jpg

Ли Миллер

Работы Ман Рэя завораживают своей живостью. Лица, изображенные на его фотографиях, известные, знаменитые люди, своего времени, выглядят так естественно и натурально, как будто они наши знакомые. Люди, которых мы встречаем каждый день: этот наш сосед, вот с этим мы встречались вчера в баре, вот тот друг нашего знакомого. Помимо своих талантливых открытий, таких как соляризация, рейография, помимо таланта художника в фотографии, красиво запечатленных поз, лиц, движений, Ман Рэю удалось заснять своих современников такими, какими они были на самом деле. Грустные, задумчивые, сосредоточенные, смеющиеся или просто смотрящие вдаль, как будто зачем – то наблюдающие, герои "манреевских" работ, не стареют, и от этого не стареют сами работы.

скрипка.jpg Скрытый эротизм.jpg

"Срипка" и "Скрытый эротизм"

© Агеева Екатерина

Комментировать

Новости АутлетовПопулярные

БлогиПопулярные

Форма подписки

Подписаться на новости.

Сети аутлетов

Tanger Outlets

71089

Premium Outlets

70738

Fifty Outlet Group

65141

Модные деревни Chic Outlet

59062

McArthur Glen

58711

Последние твиты

Превышено число запросов к серверу Twitter

X

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях