Фотомодель в истории fashion-фотографии: как развивались отношения модель-фотограф, и к чему мы вернулись в итоге.

Одной из главных интриг для человека, отдаленного от мира моды, остаются отношения, сложившиеся в fashion-индустрии. Что-то можно представить по книге Лорен Вайсбергер «Дьявол носит Prada» или, например, по скандально известному фильму Сары Зифф «Picture Me: A Model’s Diary». Но полной картины не дает ни то, ни другое. Как именно складывались отношения модели и фотографа? С чего начиналась эпоха супер-моделей? Давайте попробуем разобраться.

Начало массовой моды, как известно, - это начало ХХ века. К тому времени уже сложились два основных способа восприятия моделей: модель, как идеальный мифический образ, представленный аристократками, и модель, как натурщица художника. До эпохи Возрождения натурщицы оставались безымянными, непризнанными и даже совсем не обязательно должны были блистать красотой. Культура того времени не искала идеала на Земле: идеальную женщину вполне можно «собрать» из нескольких реальных.

Но Ренессанс вернул моделям имя. Становились известными не только художник и его полотно, но и натурщица, зачастую муза или фаворитка мастера. Натурщица стала понемногу приобретать статус, в XVIII веке появились первые профессиональные модели и художники. Но, несмотря на то, что профессия становится более респектабельной, тенденция деления моделей на аристократок и девушек из народа продолжается.

Одной из самых первых фотомоделей становится графиня Вирджиния Ольдоини (1837-1899), по словам современников, «прекраснейшая женщина своего века». Скульптурная красота ее была абсолютной, словно нарисованная талантливым мастером. Профессиональной моделью она не была, но именно ее принято считать первой fashion-моделью. Она сама направляла руку фотографа, создавала позорные для своего времени снимки, и поэтому была вынуждена их никому не показывать. При ее жизни была опубликована только одна ее фотография. Но зато после смерти (в 1970е-80е годы) она приобрела невероятную популярность! О ней сняты и несколько фильмов, написаны романы, в ее честь названы ароматы духов, она послужила прототипом многих литературных персонажей. Она обратила внимание на модель как личность, заставила фотографов относиться к ней как к главному объекту внимания, уменьшила дистанцию между моделью и зрителем, что чуть позже опять оборачивали вспять. Для этой эпохи она стала воплощением внимания к себе, к модели, - пожалуй, в этом главный секрет ее популярности.

Не менее популярна и Мария Верне-Ворт – первая модель, демонстрирующая одежду на себе. Ее муж, создатель моды Haute couture, или «высокой моды», Чарльз Ворт, придумал немало модных изобретений, среди которых и «живые манекены». В маленьком магазинчике платьев, где он работал продавцом, он устраивал первые показы, где наравне с обычными манекенами одежду представляли модели.

Конечно, это была сенсация! С этого момента начался новый период в истории моды, модели теперь стали как никогда близки к простому человеку. Для показов привлекают известных актрис, журналы наполняются fashion-иллюстрациями (для таких рисунков тоже привлекали профессиональных моделей), начинают появляться фотографии светских дам (ведь новому рабочему классу было интересно, в чем ходит «высший свет»). Женщины все охотнее позируют, в образе профессиональной модели смыкаются две многовековые тенденции: модель-аристократка и модель-натурщица.

Первой, кто обратил особое внимание на моделей, становится Коко Шанель. Она одевала свою сестру и молодую тетю в собственные наряды и отправляла их гулять по центральным улицам города. Наряды привлекали внимание потенциальных покупателей, Коко зарабатывала и деньги, и популярность. При этом она не просто одевала своих «моделей», но задавала им своеобразную манеру поведения, особый стиль, создавшие в итоге ореол модели.

Первая мировая война вмешалась в ход событий. Женщина приобретает новую роль в обществе, а значит, кардинально меняется и отношение к моделям. Мода перестает быть праздником, окончательно «выходит» на улицы, открывает двери эмансипированным женщинам. Моделями становятся не женщины высших кругов, приближенные к фотографам и художникам, а женщины с бедных кварталов, работающие, но красивые своими природными данными. Модель сама обеспечивает себя, при этом ведет активный образ жизни. Такой моделью становится и Марион Мурхауз. Эдвард Штайхен, фотограф, впоследствии ставший ее мужем, говорил, что она «самая великая женщина, которую он фотографировал». Она не относилась к моде, как к отдельному миру, ей были безразличны дорогие наряды, но, когда она одевалась к фотосессии, она становилась неподражаемой. Кто бы ни фотографировал ее, она оставалась собой, создавая индивидуальные, некоммерческие снимки.

Чуть позже, в 1927 году, появляется вторая «яркая» модель ХХ века. Ли Миллер стала воплощением сюрреализма в Париже. В ней каждый фотограф видел что-то свое, она подстраивалась под них, и образ получался совершенно уникальным. Но (возможно, к лучшему, возможно, нет) она довольно быстро разочаровалась в модельном бизнесе, стала сама фотографировать. Теперь Vogue опубликовывал ее работы уже как фотографа. Особым этапом ее жизни стала Вторая мировая война, когда в течение 18 месяцев она была военным фотографом-корреспондентом. Несмотря на другую концепцию, американский и английский Vogue опубликовывали многие ее военные фоторепортажи.

Проходит чуть больше 20 лет. На мировой модной арене наступает другой век, век хиппи, сексуальной революции, феминизма, бэйбибума. Фотограф – скандальная фигура, модель – кумир миллионов. Джин Шримптон, Twiggy, Верушка – они стали культовыми моделями своего времени, но о них, пожалуй, слишком много известно, чтоб останавливаться подробнее.

Не лучше ли посмотреть, что твориться у нас сейчас? Тенденциями 2000-х стали: изменение технологий, выход фотографий за свои пределы, мультимедийность. Камеры в руках новых социальных групп, возвращение к общению с аудиторией, порой даже к неким идеалам античности. Что чувствуют люди в другом возрасте, на другом континенте, в другом измерении? Скульптуры становятся гиперреалистичными. В представлении моделей появляются новые тренды: все чаще моделями становятся актрисы, стираются грани между профессионалами и любителями, создаются манекены реальных размеров, беременные модели появляются на обложках многих журналов – вот, что определяет 2010-е. Разнообразие архетипов пытаются вместить в рамки одной съемки. Несмотря на максимальное приближение к реальности, исчезает понятие реперезентации, как способа восприятия мира, а модели превращаются в образы легенд, сказок, научных экспериментов. Как графиня Вирджиния Ольдоини принимала образы других веков и пространств, так и сейчас мода возвращается к подобным образам.

Максимально приближая моду к людям, фотографы и модели постепенно «стерли» грань между fashion-индустрией и любительской съемкой. Ореол модели исчез, остались только коммерческие споры о правах на фотографии, стоимости услуг и бюджете той или иной съемки… Человеческие идеи фотографии исчерпаны, и что же ждет нас за обложкой следующего глянца? Посмотрим….


© Холявко Анна

Комментировать

Новости АутлетовПопулярные

БлогиПопулярные

Форма подписки

Подписаться на новости.

Сети аутлетов

Tanger Outlets

71059

Premium Outlets

70706

Fifty Outlet Group

65113

Модные деревни Chic Outlet

59043

McArthur Glen

58685

Последние твиты

Превышено число запросов к серверу Twitter

X

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях