Лекция "Кто такой великий Гэтсби?" (антикафе "Зеленая дверь" )

Век чудес, век искусства, век крайностей и век сатиры.

5 июня в антикафе «Зеленая дверь» - арт-площадке для самых творческих и самых неординарных людей, прошла лекция «Кто такой Великий Гэтсби?». Лекцию читал Артем Новиченков – литератор, публицист и прозаик. Лекция не только о самом Гэтсби, но и о Фицджеральде, написавшем это произведение, о жизни той эпохи, о нравах и о женщинах «Века джаза».

Артем начал лекцию с исторической справки об Америке 20-х годов XX века. Ряд исторических изменений в Америке в то время привели ее к статусу самой сильной и богатой мировой державы. Индустриальный переворот, научно-технический прогресс, появление паровой машины, изобретение телеграфа, радио, кинематографа, трамваев и автомобилей – все это перевернуло мир и послужило «входом» в новую эпоху.

«Эпоха джаза» – это период между 20-ми и 30-ми годами, период после Первой мировой войны и вплоть до Великой Дегрессии 1929 года, когда произошел крах Нью-Йоркской фондовой биржи. Джазовое поколение – это абсолютно беззаботное поколение, гораздо беспечнее, чем наше. Оно умеет красиво жить и делает это на фоне строящегося Нью-Йорка – строится Бруклинский мост, метрополитен, появляются первые супермаркеты, прокладываются трамвайные пути. Америку начинают признавать, ей восторгаются, и поток европейцев стремится начать новую жизнь в процветающей западной державе. Если раньше полюс цивилизации находился в Европе, то сейчас он перемещается в Америку – и с тех пор все новое, что появляется в мире - появляется в Америке.

Артем упомянул и моду 20-х годов. Мода тех времен называется «флапперс» (от англ.flappers). У женщин это короткие юбки, платья, держащиеся на талии, чулки, стрижки «боб-каре». Мужской стиль одежды назывался гангстерсим, из-за того, что так одевались в мафиозных кругах, - белая рубашка, черный (реже – светлый) классический костюм двубортным пиджаком,лаковые ботинки и шляпа с полями, и сигара, как дополнительный элемент стиля.

Что касается музыки, то, как известно, джаз зародился в Новом Орлеане, в 1880-х годах. Широкое распространение джаз получил благодаря радио, и, что примечательно – изначально джазовая музыка была прерогативой исключительно белокожих музыкантов, и по радио пускали только их композиции. По этой причине, широкая публика долго не слышала таких великих (уже сейчас) исполнителей, как, например, Луи Армстронг.

Сам термин «эпоха джаза» дал Френсис Скотт Фицджеральд. Он называл ее «век чудес, век искусства, век крайностей и век сатиры». Но он понимал, что это поколение «одного дня». Оно прожигает жизнь в шампанском, джазе, случайных связях и прочем – оно несется в пропасть. Но захватить этот момент, почувствовать его, ощутить себя счастливым – это стоило всего и неважно, что будет потом. Уже позже, в одном из своих эссе «Отзвуки века джаза», Фицджеральд писал «Век джаза так же мертв, как мертвы были к 1902 году лихорадочные 90-е. Но вот я пишу об этом времени и вспоминаю о нем с грустью. Меня вынесло в те годы на поверхность. Меня осыпали похвалами и заваливали деньгами, о каких я не смел и мечтать, и все по одной единственной причине – я говорил людям о том, что испытываю такие же чувства, как они сами, и, что надо найти применение всей этой нервной энергии, скопившейся и оставшейся неизрасходованной в годы войны. То десятилетие, которое, словно бессознательно, противилось тихому угасанию собственной постели, предпочло эффектную смерть на глазах у всех в октябре 1929 года».
Огромный отпечаток на жизнь и творчество Френсиса, далеко не всегда счастливых воспоминаний, оставила женщина, которую звали Зельда. Она считалась и писательницей, и танцовщицей и мечтала жить красиво и богато. Она свободолюбива и неординарна. Поженились они после выхода романа «По эту сторону рая» - самого популярного его романа при жизни писателя. Совместной жизнью они наслаждались и получали огромное удовольствие от сумасшедших поступков – гуляли голышом по Манхеттену, купались в фонтанах, катались на крышах такси – они делали все, чтобы о них писали в газетах и чтобы их имена были у всех на слуху. Как говорил сам Фицджеральд: «не знаю, реальные ли мы с Зельдой люди, или персонажи одного из моих романов». В 1924 году они уезжают в Париж. Зельда была невероятно эксцентричный особой: она ревновала мужа ко всем, злилась и рвала его рукописи и устраивала скандалы. В Париже Зельда постепенно сходит с ума: то ли от ревности к Айседоре Дункан, с которой у Фицджеральда была тайная связь, то ли от чего- то еще. Она заболевает шизофренией и Френсис отправляет ее в Америку, в психиатрическую больницу, где в последствии она погибает при пожаре.

В Париже Френсис знакомится с Эрнестом Хемингуэем, Гертрудой Стайн, Шервудом Андерсоном, и многими другими, и начинает писать свой самый главный роман – Великий Гэтсби, который затем выходит в 25-м году. Таких писателей, как Френсис, было много – все стремились к чему-то оригинальному, а романы о том, как кто-то выбился из низов на вершину, в то время было очень много и этим никого нельзя было удивить. Но что отличает «Великого Гэтсби» от остальных? Глубину этому роману придает образ повествователя – роман дается нам через призму рассказчика Ника Каррауэя.

Когда Френсис писал этот роман, он говорил: «Я чувствую огромную силу в себе, такую, которой во мне никогда не было». Фицджеральд долго придумал название для романа: «Гэтсби Золотая шляпа», «Неистовый любовник», «По дорогу в Уэст-Эк», «Пир Тримальхиона», но в последний момент он остановился на существующем названии. Произведение инсценировали на Бродвее, в Голливуде снимали по нему фильм, но он все равно не принес ему еще большей известности при жизни.

Фицджеральд часто использует в романе слова «нувориш» - быстро разбогатевший человек из низшего сословия, и бутлегер – подпольный торговец спиртным во время сухого закона в США. Гэтсби как раз является персонажем, который объединяет в себе эти две черты. Почему же он «Великий»? Фицджеральд вложил в это слово ироническое понятие: Великий не потому что он сделал что-то великое для человечества, а тем, что прославился своей «надувной пафосностью». Главной темой романа является идеализм главного героя. Он идеалист, романтик, «священник» - как его называл Фицджеральд. Его мечта - американская мечта – достичь чего-то недостижимого, красивого и чудесного, и в первую очередь достичь сердца любимой Дейзи. В богатстве его завораживала, в первую очередь, красота – красота автомобилей, моды, зданий, блеск вечеринок. Он находил в богатстве не финансовый достаток, а эстетическое наслаждение. И это отличает Гэтсби от всех остальных. Личность Гэтсби скандальна, так как о нем много говорят. Она соткана из несоединимых полюсов – с одной стороны, он – человек чести, а с другой стороны занимается подпольной торговлей алкоголем. Но единственным желанием его было обменять весь мир на поцелуй одной девушки.

Что же убило Гэтбси? Ведь его убил не просто человек с пистолетом, его убила сама эпоха – которую он очень любил и, которая ему много дала, и которой он сам многое дал. Почему же эта прекрасная эпоха кончается? Потому что финансовая система рушится, все ценности, на которых построена их жизнь, рушатся, и все это поколение рушится, и американская мечта тоже рушится. Все, что было построено на деньгах – все это недолговечно. И это, пожалуй, главная мораль, которую с успехом донес до нас великий Френсис Скотт Фицджеральд.

© Устинова Анна

Комментировать

Новости АутлетовПопулярные

БлогиПопулярные

Форма подписки

Подписаться на новости.

Сети аутлетов

Tanger Outlets

71139

Premium Outlets

70778

Fifty Outlet Group

65172

Модные деревни Chic Outlet

59090

McArthur Glen

58737

Последние твиты

Превышено число запросов к серверу Twitter

X

Присоединяйтесь к нам в социальных сетях